Новосибирск, Линейная,
д. 114, корпус 2, офис 204

Написать нам

Работа с дизайнером

Для того чтобы разобраться в том, как работать с дизайнером, нужно сначала определиться, что же за услугу мы у него покупаем?

Как большинство людей понимают слово «дизайн»? Как рисование и графическое оформление. В принципе, верно, но давайте разберем подробнее, что мы под этим подразумеваем.

Первый вопрос: «Что мы оформляем?»

Отправная точка — это информация, которую мы хотим донести до адресата: рекламное предложение, информацию о предоставляемых услугах или что-то еще? Даже если это сообщение не вербализовано, всё равно есть определенная информация, которую мы сообщаем при помощи дизайна. Эта информация является краеугольным камнем дизайна как такового. Именно поэтому меня всегда удивляет предложение клиентов «Вы пока займитесь дизайном, а мы через недельку предоставим вам информацию». Сразу вспоминается: «Вы пока пожарьте, а рыбу я попозже принесу». Нет, бывает, что не весь материал готов к началу работ по дизайну, но уверяю вас — чем больше информации вы предоставите, тем лучше дизайн будет соответствовать вашим целям. Как минимум, основные идеи вашего послания должны быть сформулированы. Также не стоит «менять коней на переправе», то есть в процессе работы над дизайном кардинально менять основную идею работы. Это вряд ли будет способствовать созданию эффективного рекламного или иного дизайнерского продукта.

Второй вопрос: «К кому мы обращаем нашу информацию?».

Проблема определения целевой аудитории рекламы неоднозначна. Для того, чтобы определить, кто же является вашей целевой аудиторией, стоит провести хотя бы минимальное ее исследование. Конечно, если ваша компания уже некоторое время существует на рынке, и у вас есть своя клиентская база, то вам достаточно просто проанализировать ее. Это первый шаг — ответить себе на вопрос: «Кто уже воспользовался нашими услугами/товарами». Но, полагаю, вы не планируете ограничиться определенной в первом шаге группой населения (либо не располагаете этими данными — если вы только начинаете работать на рынке)? Таким образом делаем второй шаг в определении своей целевой аудитории. На этом этапе нужно ответить на такие вопросы, как: «Кому может в принципе понадобиться наш товар/услуга?», «Кто может позволить себе нашу услугу/товар?», и объединить полученных людей по признакам возраста, пола, финансовому положению, роду деятельности и подобным характеристикам. Просто? Дальше — сложнее. Чтобы «зацепить» всю полученную при анализе целевую аудиторию — нужно точно знать предпочтения, привычки, взгляды людей этого типа, одним словом — ее психологию. И, исходя из этого, мы создаем дизайн. Естественно, заказчику дизайна это знать необязательно — как раз для этого и нужен дизайнер, он дает рекомендации, как лучше визуально подать определенные товары и услуги для тех или иных групп людей так, чтобы они выглядели для них привлекательными. Но здесь есть свои подводные камни. И самый главный из них — ваши собственные предпочтения и вкусы. Чем они могут помешать? Всё просто: вы когда-нибудь задавали себе вопрос, принадлежите ли вы к вашей целевой аудитории? Очень часто клиент пытается сформулировать мнение своей целевой аудитории, исходя из очень поверхностных суждений о ней, а чаще, просто не задумываясь вообще о ее предпочтениях, озвучивает свои личные пожелания. Это может привести к комичной ситуации, например, клиент — любитель фламандской живописи, заказывает рекламу валенок, в которой рубенсовская женщина надевает его на пухлую ногу, окруженная витиеватыми призывными надписями. А потенциальный клиент — простой деревенский мужчина — очень любит рассматривать грудастых тощих блондинок, да и с чтением каллиграфических шрифтов у него непорядок.

Итак, вы определились с целевой аудиторией и с ее предпочтениями. Каким будет следующий шаг? Работа над дизайном начинается с озвучивания заказчиком своих пожеланий. Они лягут в основу работы. Поэтому смело высказывайте свои идеи, требования к дизайну, не бойтесь показаться некомпетентными. Работать с дизайнером вам будет не в пример проще, если вы четко объясните ему, каким вы желаете видеть конечный продукт, иначе вряд ли вас удовлетворит результат его работы. Не стоит ожидать, что дизайнер поймет вас без слов, он всего лишь человек, а не победитель программы «Битва экстрасенсов», не правда ли?

Также постарайтесь максимально подробно рассказать дизайнеру про вашу продукцию, чтобы при создании рекламного продукта он мог действовать осознанно.

Может показаться, что это противоречит уже высказанному выше постулату о том, что ваши личные предпочтения не должны влиять на конечный продукт, но это не так. Профессиональный дизайнер даст вам понять, если ваши пожелания будут «не в струю», однако он должен учитывать ваше мнение. В работе над созданием рекламы вашего продукта /услуги важно взаимодействие вас как специалиста в своей области и дизайнера как специалиста в области рекламы и оформления. Ваши комментарии, поправки и пожелания могут оказаться очень ценными.

На этом этапе вы сделали всё, что от вас требовалось. Дальнейшая работа ложиться на плечи дизайнера, а вы только даете оценку получившемуся продукту. При этом, раз уж вы доверили работу дизайнеру, стоит дать ему определенную свободу действий, не надо контролировать каждый его шаг, думать за него. Если вы хотите отслеживать место каждой буквы и каждой картинки в вашем рекламном макете, проще самому освоить соответствующую программу и самостоятельно с куда большей свободой для творчества сверстать макет рекламы самостоятельно. Если же вы обратились за этим к специалисту, придется смириться с тем, что он внесет свои коррективы в ваше видение конечного продукта. Но если вы выбрали «вашего» дизайнера, то его вклад в рекламный продукт вас порадует. Участие адекватного заказчика в работе над рекламным продуктом заключается в следующем: при просмотре макета, предоставленного дизайнером, объяснить ему как можно более четко, ясно и подробно что именно вам кажется несоответствующим той идее, которую макет должен нести. При этом пожелания надо предельно конкретизировать. Например: заказчик говорит: «Сделай макет веселее». Что это может значить? Да что угодно: он хочет другой цвет (допустим, ярко-желтый с розовым горошком), другую картинку (ромашек и бабочек), другой шрифт (вместо строго классического — прыгающие разноцветные буквы), другой фон (состоящий из прыгающих детей) и так далее. Нет совершенно никакой гарантии, что дизайнер догадается, что именно хочет заказчик — бабочек или цветные буквы. А как звучит правильное пожелание заказчика? «Мне здесь не нравится черный цвет в заголовках — это придает какой-то мрачноватый вид» или «Мне кажется, что серый фон выглядит скучным», например. И тут уже есть что обсуждать — допустим, какими видит заголовки заказчик, здесь дизайнер с удовольствием обсудит варианты улучшения макета, точно понимая, на что следует обратить особое внимание.

Если первые варианты рекламного макета ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не содержат ничего ценного, категорически вам не нравятся, то сразу откажитесь от них, при этом подробно объяснив исполнителю, что именно не так. Следующий вариант будет намного лучше, просто либо дизайнер вас просто не понял, либо «схалтурил», такое тоже бывает, к сожалению. Если и второй вариант вас категорически не устраивает — это плохой знак, который говорит о том, что вы с этим дизайнером вряд ли сработаетесь. Дело не в том, что он плохо поработал или вы плохо объясняете. Дизайнер-профессионал всегда делает работы на высоком уровне, он дорожит своей репутацией. На мой взгляд, просто между дизайнером и клиентом либо есть понимание, либо нет.

Еще один важный вопрос: «Когда нужно остановиться?»

Как известно, совершенству предела нет, макет можно улучшать практически бесконечно. Обычно этот вопрос более или менее регулируется временными рамками — например, сайт нужен через два месяца и хочешь — не хочешь, а приходится останавливаться. При этом, профессиональные дизайнеры стараются сами контролировать этот процесс, заранее договариваясь с заказчиком о сроках выполнения заказа и лимите коррективов. Например, я работаю по следующей схеме: после выбора направления дизайна и создания первого макета, заказчик может озвучить сколько угодно замечаний и пожеланий одним списком и не более трех раз. То есть заказчик составляет список пожеланий, мы его обсуждаем и утверждаем. По нему я дорабатываю макет, и заказчик может снова составить список замечаний. В нем тоже может быть сколько угодно коррективов, и снова мы его обсуждаем. И еще раз так же — все изменения, которые вы пожелаете добавить после третьего списка, вносятся за отдельную плату. Такой подход позволяет и мне, и клиенту сэкономить массу времени, позволяет четко определить, что именно надо переделать, и в целом упорядочивает весь процесс.

Еще хотелось бы сказать немного про порядок в работе. Первое: чем больше из ваших с дизайнером переговоров будет документировано, тем лучше. Слово, сказанное и не записанное, может, во-первых, пониматься по-разному, а во-вторых, запоминаться по-разному. Записывайте все основные моменты и обсуждайте эти записи, чтобы у вас с дизайнером сложилось общее представление о предмете разговора. Важно так же требовать выполнения всех обязательств и самому выполнять их — это позволит создать дружественную, доверительную обстановку, так необходимую при творческом процессе. Исключением здесь могут быть сроки: дизайн — процесс в известной мере творческий и иногда бывает полезно дать исполнителю немного больше времени, чтобы на выходе получить продукт высокого уровня, хотя, опять же, профессиональный дизайнер и так называет сроки с запасом и старается настоять на наличии этого запаса по времени.

Следующий важный вопрос: «Сколько заплатить за работу?».

Тут важны два момента: не получить во всех смыслах дешевую работу и не потратить лишних денег. В принципе, обычно заказчику не представляют особого выбора — у большинства специалистов есть четкий прейскурант. Но имейте в виду: если у дизайнера (как у меня, к примеру) гибкий подход к ценам, то вам могут предложить самому определить, сколько вы можете заплатить за работу. И тут главное не оказаться в положении героя из старого анекдота, который шил семь шапок из одной овцы. Да, вы можете у меня заказать недорогой сайт. И это не значит, что сайт будет плохой, просто он будет реально недорогой, нетрудоемкий. Для ваших посетителей он будет выглядеть добротно, но вам, возможно, будет неудобно им пользоваться. Поэтому для начала лучше узнать какие услуги сколько стоят, и что может повлиять на стоимость работы. Например, дизайнер может вам посоветовать провести фотосессию, создать иллюстрации и так далее. Чем больше вы будете ориентироваться в ценах и услугах, тем, разумеется, лучше. К вопросу цены есть два базовых подхода: повременная оплата (не самый популярный подход — тут вы должны быть уверены в том, что дизайнер считает время адекватно и работает с достаточной скоростью) и предварительная оценка временных и прочих затрат. На этом подходе остановимся подробнее.

Здесь вначале прикидываются все возможные затраты, связанные с работой, и заказчику предлагается смета. Если его она устраивает, то составляется план-график работ, который фиксирует ключевые моменты по которым заказчик может контролировать процесс — момент презентации макета, момент совещания с вашим руководством (если таковое есть), момент сдачи, а также оплата. Оплату проще всего производить поэтапно — предоплата, затем за каждый сданный этап — его стоимость и в конце — окончательная оплата. В самом простом случае это предоплата перед работой и оплата в конце. Многие клиенты не любят платить аванс, предпочитая рассчитываться по факту сделанной работы. Но, поверьте мне, (я здесь говорю не только от лица исполнителя, по отношению к субподрядчикам, к примеру, я часто выступаю как клиент) — таким образом вы можете натолкнуться на полный срыв работы. Как рассуждает исполнитель? Раз вы не заплатили, то и не имеете права ничего требовать (если конечно не через суд) и исполнитель может просто переключиться на более приоритетную (т. е. уже оплаченную) работу. Да к тому же, как бы банально это не прозвучало, предоплата действительно создает атмосферу доверия. Хотя, в принципе, этот вопрос важен только на начальном этапе работы с дизайнером, при постоянной сотрудничестве между вами установятся какие-либо стандартные способы доверять друг другу.

Еще один важный момент — это сроки.

На сроки исполнения работы влияют следующие факторы:

  • cобственно сложность работы,
  • количество параллельных заказов (обычно профессиональные дизайнеры стараются создать поток заказов, для чего им приходится одновременно работать над несколькими проектами, что, разумеется, увеличивает срок работы над ними, но уменьшает вероятность остаться вообще без работы),
  • некоторые обстоятельства, не зависящие ни от заказчика, ни от дизайнера (например, вам нужно сделать фото солнечного города, а на улице вторую неделю льют дожди)
  • необходимость того или иного характера (то есть вам как клиенту может быть очень нужно ускорить работу над проектом, чтобы успеть к какому-либо событию). Вы всегда можете попробовать ускорить работу, доплатив некую сумму сверх стоимости. Тогда дизайнер, возможно, сможет нанять себе разового помощника для обработки фотографий, согласится работать сверхурочно (в том числе и по ночам, и выходным — ситуации бывают разные), согласится подвинуть или даже отменить другой заказ (хотя, как вы сами понимаете, для профессионала обычно недопустимо отменить заказ).

Сроки желательно обговорить в полтора раза меньше, чем это действительно необходимо. Всегда старайтесь иметь запас, несмотря на то, что исполнитель тоже обычно пытается создать себе запас. Это просто хороший ход для обоих и говорит только о вашей или его осторожности. Бывают ситуации обычной безалаберности людей, от которых зависит проект (начальник не явился вовремя на встречу, согласование не прошло, а вы все рассчитали «впритык» к открытию магазина), форс-мажоры (дизайнер упал и сломал рабочую правую руку), появляются сложности, не учтенные ранее. Если имеется резерв времени, то всегда можно что-либо переиграть (найти замену заболевшему дизайнеру, выслать макет шефу по почте, быстро решить появившиеся проблемы или, если проблемы неразрешимы, поменять требования к работе). Также необходимо учитывать возможный выход из строя техники, поломки оборудования типографии, в которой будет печататься ваша продукция, и прочие «технические причины».

Еще один совет на случай крайне сжатых сроков: не распыляйтесь. Не стоит требовать от дизайнера одновременно генерировать несколько идей. Пусть создает макеты последовательно, в процессе работы все сразу встанет на свои места. Практика показывает, что при сжатых сроках берется ЛЮБАЯ идея, и из нее получается шедевр (естественно, при условии достаточной добросовестности и креативности дизайнера). Из этого, кстати, следует интересное наблюдение: когда времени достаточно, то многие идеи выкидываются... а ведь они все ЛЮБЫЕ, и, соответственно, могут быть доработаны до замечательного продукта.

И в качестве заключения хотелось бы сказать пару слов про то, что будет после вашей работы с дизайнером. Если вы чувствуете что нашли с ним общий язык, то, разумеется, удобнее будет постоянно работать с этим самым дизайнером. Это обеспечит экономию сил и времени на введение нового человека в курс дела, а постепенно принесет и еще один «бонус»: у постоянного исполнителя накопится что-то вроде базы по вашей компании: логотип, фотографии, изображения типичные шрифты и прочее, что позволит ему экономить время на создании новых макетов, а вам — экономить деньги. В принципе, с некоторой натяжкой, можно этот набор элементов назвать фирменным стилем. Неплохо было бы, конечно оформить все эти элементы в единое руководство, которым в случае необходимости сможет воспользоваться другой дизайнер или вообще человек далекий от дизайна. Но это — тема отдельного разговора.

Для вашего удобства мы используем cookies и другие метаданные. Если вы не согласны c этой политикой, можете покинуть сайт.

Согласен