Новосибирск, Линейная,
д. 114, корпус 2, офис 204

Написать нам

Проектирование Интернет-магазина

В 21 веке будут существовать два вида компаний — те, кто делает бизнес в Интернет, и те, кто вышел из бизнеса.
Б.Гейтс

Настала пора вашему успешному торговому бизнесу осваивать Terra Incognita Интернета? Большинство владельцев магазинов и розничных торговых сетей уже понимают важность торговли в Интернет как надежного расширения своего бизнеса за пределы уже существующих торговых точек, или даже замены обычных магазинов. Для начала рассмотрим плюсы и минусы Интернет-магазина перед обычным:

Плюсы

Минусы

Существенно меньшие затраты на создание самой площадки

Меньшее доверие покупателей

Упрощение процедуры продвижения

Сложность демонстрации товаров (только описания, фотографии)

Отсутствие ограничений, связанных с расположением (ограничения могут быть связаны только с доставкой)

Усложняется система оплаты (деньги перечисляются через электронные системы) и документооборота

Возможность наладить интерактивное общение между покупателями и продавцами – система отзывов на товары, обсуждения

С точки зрения организации система обработки заказа сложнее

Упрощение системы консультирования – добавляются консультации через чат и мейл

Усложнение системы поиска и подбора товаров

Как видите, преимуществ достаточно много, чтобы хотя бы попытаться, а что касается недостатков, то существует множество методов как их влияние уменьшить. Приведем несколько вариантов:

  1. Чтобы увеличить доверие покупателей к магазину в целом, нужно создать ему широкую известность, публиковать отзывы людей, которые купили товар и довольны им, делать максимально простые и понятные схемы оплаты и доставки заказа, гарантировать простоты возврата или обмена товара в случае, если он не подходит. В таком случае посетитель будет понимать, что любая возникшая проблема будет легко решена и тогда не будет бояться сделать покупку. И, разумеется, система обработки заказа должна работать как часы, иначе довольно быстро в сети появятся слухи о том, что заказы теряются, деньги не переводятся, при доставке привозят какой-то другой товар вместо нужного – разумеется, эта слава может существенно испортить любой интернет-бизнес.
  2. Товар иногда бывает недостаточно просто показать на фотографии, иногда требуется его очень подробное описание с характеристиками, здесь могут быть полезны электронные версии инструкций, видеообзоры с демонстрацией, сравнения с другими товарами, голосования и система комментариев к товару и прочие ухищрения, которые позволят посетителю получить разностороннюю информацию о товаре.
  3. Создаются системы консультирования в режиме онлайн, интеллектуальные системы подбора товаров (например т.н. мастера подбора – программы, которые задают несколько вопросов посетителю, после чего выдают свои рекомендации.

А теперь давайте перейдем непосредственно к вопросам, на которые имеет смысл знать ответ при создании интернет-магазина. Первостепенное значение здесь имеет сам товар, а также покупатель – от них все строится, и все остальные вещи, такие как, собственно, технология или, скажем, оформление, имеют вспомогательное значение. Поэтому вначале важно провести хотя бы какое-то (а лучше – серьезное) исследование, которое даст вам примерное описание вашего типичного покупателя. Здесь важно все, но в первую очередь важно то, как этот воображаемый человек принимает решение о покупке вашего товара. Если вы знаете, какие факторы для него важны, а какие – нет, вы сможете спланировать работу магазина как нельзя более эффективно.

У одного нашего клиента на сайте продавалась довольно специфическая продукция – торты, причем отсортированы они были исходя из производственных категорий, буквально так: «йогуртовые», «с белковым кремом», «бисквитниые» и так далее. Однако, когда мы собрали представителей целевой аудитории на фокус группу (а это были либо домохозяйки, либо офисные работницы), то они нам рассказали, исходя из чего они делают свой выбор, и таким образом на сайте появились новые категории товаров вместо старых: «диетические», «праздничные», «детские» - по назначению. Заметьте, никаких изменений в самих товарах не произошло, производство никто и пальцем не тронул, даже артикулы остались на местах, однако же продажи пошли вверх.

Далее, рассмотрим сам товар. Насколько ваш товар можно вообще загнать в общую схему отображения вроде «фотография-название-цена-характеристики-описание». Если ваши товары очень разноплановые (ну например, в магазинах для ремонта могут продаваться ванны, которые по сути характеризуются только размерами, производителем и фотографией, и кафель, который описывается множеством характеристик, имеет множество подразделений и цветовых решений, размеров и прочего), то пытаться такие товары утрамбовать в единое «прокрустово ложе» вряд ли нужно – скорее имеет смысл создавать и различные системы представления и поиска товаров на сайте, которые будут заточены под все типы товаров.

Далее, надо представить в каком виде лучше всего демонстрировать сам товар – будет ли это просто строчка в таблице или же это будет целый экран с кучей фотографий, описанием, подробными характеристиками и так далее. Здесь надо исходить не только из представлений «как бы было замечательно все товары фотографировать с разных сторон и писать для них подробные описания с тестами» а из реальности – ведь создание контента для сайта тоже стоит денег и отнимает время. Если вы планируете фотографировать товары, то решите сразу где будет это происходить, кто будет этим заниматься, прикиньте затраты на этот процесс и если это не сильно реально, тогда упростите задачу, лучше потом когда у вас появится возможность, вы расширите функционал своего магазина, чем у вас будет полнофункциональный, но недозаполненный магазин.

Когда мы разрабатывали интернет-магазин по продаже коммуникаторов, смартфонов и КПК, перед заказчиком встала задача: поступления товаров довольно регулярные, а изображения нужного качества достать не так просто, к тому же изображения, которые удавалось добыть, были все разношерстные: на разных фонах, в разных ракурсах, что существенно портило внешний вид витрины. Тогда мы по поручению заказчика оборудовали у него на складе небольшую фотостудию: выставили два осветительных прибора, закрепили фотоаппарат (достаточно обычную цифровую «мыльницу»), установили фон, на котором было отмечено место, где должен находиться фотографируемый товар, а также создали программу для обработки изображений в автоматическом режиме. Таким образом, при поступлении товара, каждый новые аппарат надо было просто положить на нужное место, нажать спуск фотоаппарата, после чего пропустить все фотографии через программу и вуаля – мы имели свои, качественные, однотипные фотографии.

Еще важным фактором является количество товаров, одновременно находящихся в магазине. Этот вопрос нужно решить до того, как вы приступите к выбору технологии – некоторые технологии позволяют более удобно создавать и настраивать интернет-магазины, другие же позволяют оптимизировать поиск по большим базам данных.

Количество товаров может варьироваться от нескольких штук (например, при торговле детскими колясками) до нескольких десятков тысяч (как при торговле запчастями для автомобилей). Соответственно, и внешний вид магазина, и его внутреннее устройство в таких разных случаях будут существенно различаться.

Также обратите внимание на то, каким образом ваши товары будут обновляться. Здесь дело в том, что интерфейсов, через которые товары можно загружать на сайт, великое множество – одни из них рассчитаны на поштучную загрузку нескольких товаров, другие же заточены под загрузку сотен и тысяч товаров, размещенных в гигантских таблицах одновременно. Отсюда сразу же встает вопрос: каким образом и кто вообще будет обновлять товары, откуда будет браться информация, сколько времени потребуется оператору на обновление цен (если они, к примеру, должны регулярно обновляться, то имеет смысл организовывать автоматическую выгрузку цен и остатков из базы данных 1с, к примеру).

Чаще всего самым разумным решением является подключение сайта к базе данных по товарам, которая уже имеется на предприятии. При этом препятствием обычно оказывается беспорядок в самой базе данных – они часто ведутся в спешке, кроме того, нередко товары в них описаны так, что понятно только продавцу, а не покупателю, но эти проблемы решаемы.

Интегрирование сайта с системами учета товаров может быть очень удобным в плане автоматизации работы. Так, можно практически свести на нет работу человека, сама система может продавать товары, выставлять счета, проверять оплаты, составлять списки, сортировать их, планировать доставку, более того – она может и предлагать покупателям сопутствующие товары, запоминать и анализировать их выбор,, чтобы в следующий раз предложить что-то по аналогии, высчитывать скидки и бонусы, тем самым стимулируя спрос . Все эти процессы могут протекать при минимальном вмешательстве.

Современные Интернет-магазины обычно проектируются на базе уже существующих «основ», которыми могут быть либо CMS (contеnt managementsystem – система управления контентом) или, в более сложных случаях, это может быть framework.

Первый вариант подходит для любых Интернет-магазинов с более-менее стандартными функциями, которые обычно заложены в CMS, такими как каталог товаров, карточка товара, корзина, форма заказа, личный кабинет покупателя. Если ваш Интернет-магазин хорошо вписывается в предлагаемую схему, вы сможете сэкономить много времени и денег, используя стандартные решения. Часть данных продуктов платная, например, система «Битрикс» от 1С или система «Амиро» — лицензии на пользование этими системами нужно покупать отдельно и только после этого строить магазин на их базе. Другие CMS бесплатны (и это вовсе не значит, что они хуже, просто они разрабатываются и поддерживаются командами волонтеров-разработчиков со всего мира, но это не мешает ими пользоваться при создании очень серьезных продуктов для очень серьезных заказчиков), таким образом при создании сайтов на их базе, бюджет не включает в себя стоимость самой системы, а только — непосредственную разработку сайта. Такими системами являются CMSDrupal (с магазином UberCart), система Joomla (с магазином …) и специальные CMS, разработанные для создания исключительно магазинов, такие как OpenCart.

Все эти системы, по большому счету, одного уровня, различия между ними делают те или иные из них предпочтительными для различных видом магазинов, кроме того обычно разработчики сами выбирают систему, с которой чаще всего работают и начинают специализироваться исключительно на ней. В принципе, наш опыт говорит о том, что нет принципиальной разницы на каком из вариантов остановиться. Главное выбрать хорошего подрядчика с портфолио, уровень работ которого вас устроит, а вопрос выбора технологии он уже решит.

Если же ваш магазин не из числа стандартных, и для его создания нужно большое количество необычных решений, то проектировать его на основе CMS уже не такая удачная идея: все же любая CMS подразумевает некую идеологию и ограничения, с которыми в таком случае нередко приходится бороться. Для таких проектов используют более независимые Framework – по сути это уже больше напоминает создание продукта «с нуля». Здесь возможности программиста относительно неограниченны, но, разумеется, это более долгий и дорогой процесс.

Кроме того, некоторые разработчики при создании Интернет-магазинов пользуются своими внутренними разработками, которые могут основываться либо на существующих CMS, либо на Framework, либо быть самописными CMS от начала до конца. Такие системы обычно имеют свою административную часть, свои особенности, обычно они довольно гибки в плане подстройки под нестандартные требования. Недостаток у таких систем только один: если каким-то образом вы теряете связь с разработчиком вашего сайта, маловероятно, что вы найдете исполнителя, который согласится поддерживать и развивать ваш Интернет-магазин дальше, и чаще всего такие ситуации приводят к тому, что приходится на определенной стадии просто делать новый. Что же касается известных систем, то с ними в этом плане существенно проще: сайт, созданный на CMSDrupal, или на Opencart легко поддерживается любым техническим специалистом, который знает язык PHP и хотя бы немного знаком с самой системой.

Есть также системы, которые просто позволяют создавать свою витрину на базе уже существующего сайта. Фактически, они предлагают вам аренду места в своем собственном огромном и сложнейшем Интернет-магазине, который поделен на несколько витрин. Разумеется, такие системы не предоставляют особой гибкости в оформлении или отображении информации о товарах и, по сути, могут считаться разве что неким компромиссом между работой совсем без Интернет-магазина и созданием полноценного рабочего сайта.

Создание Интернет-магазина – это комплексный процесс, который требует высокой степени вовлеченности технических специалистов, специалистов по маркетингу и рекламе, дизайнеров, а также менеджмента. Однако, если эту работу провести на должном уровне, то она обычно приносит неплохие плоды в виде расширения числа покупателей, увеличения известности вашего предприятия, удешевления самой торговли. Огромное число клиентов нашей Студии изначально заказывали себе простые Интернет-магазины с целью «чтобы было», после приходили к пониманию необходимости его усовершенствования, а еще позже – к переходу на работу в основном через Интернет-магазин, так как в процессе использования оказывалось, что магазин приносит все более и более существенную прибыль.

Для вашего удобства мы используем cookies и другие метаданные. Если вы не согласны c этой политикой, можете покинуть сайт.

Согласен